
Введение
Второе поколение автомобиля Skoda Rapid занимает особое место в истории чешского бренда. Эта модель была официально представлена только на двух рынках — российском и китайском, что объяснялось высокой популярностью автомобиля у местной аудитории. Мировая премьера второго поколения Skoda Rapid состоялась в России в конце 2019 года, а производство было налажено на калужском заводе Volkswagen Group Rus. С момента начала выпуска прошло уже почти 6 лет, что позволяет объективно оценить надежность модели и выявить типичные проблемы при эксплуатации.
Силовые агрегаты и их особенности
Линейка двигателей
Автомобили в России комплектовались одним из трех четырехцилиндровых рядных двигателей. Фактически речь идет о двух типах моторов, поскольку атмосферные двигатели CWVB и CWVA представляли собой один и тот же агрегат объемом 1,6 литра с различными прошивками. Двигатель CWVB выдавал 90 лошадиных сил и агрегатировался только с пятиступенчатой механической коробкой передач MQ200. Версия CWVA мощностью 110 л.с. могла комплектоваться либо той же механикой, либо шестиступенчатым автоматом AQ160. Самым мощным в линейке стал турбированный двигатель 1.4 CZCA мощностью 125 л.с., работающий в паре с семиступенчатой преселективной коробкой передач DQ200.
Расход масла и регулярное обслуживание
Владельцам Skoda Rapid второго поколения следует быть готовыми к определенному расходу масла независимо от типа двигателя. Нормальным считается потребление около 300-500 мл на каждые 10 000 км пробега. Это подтверждается как производителем, так и опытными владельцами. Превышение этого показателя уже является поводом для беспокойства, поэтому необходимо регулярно проверять уровень масла. Стук гидрокомпенсаторов служит признаком критически низкого уровня масла — ситуации, до которой лучше не доводить.
Рекомендации по использованию присадок
При каждом техническом обслуживании производитель рекомендует заливать в бак флакон фирменной топливной присадки G17, обладающей комплексным эффектом. Она удаляет влагу из топливной системы, очищает ее и удаляет нагар. Это особенно важно при использовании топлива нестабильного качества. Если стоимость фирменного продукта кажется завышенной, можно воспользоваться аналогами других брендов, рекомендованными для немецких автомобилей.
Регламентное обслуживание и типичные проблемы
Плановые замены расходников
Согласно регламенту производителя, на каждом втором техническом обслуживании необходимо менять свечи зажигания, а на каждом четвертом — поликлиновый приводной ремень. Эти требования распространяются на все бензиновые двигатели. Хотя практика показывает, что эти компоненты способны служить значительно дольше, экономия на их своевременной замене может быть неоправданной.
Ремень ГРМ и система охлаждения
Особого внимания заслуживает ремень газораспределительного механизма и зубчатый ремень привода насоса охлаждающей жидкости, которые необходимо обновлять каждые 120 000 км. Однако известны случаи, когда ремень ГРМ не доживал до указанного срока. У двигателей 1.6 существует проблема течи масла по сальникам распредвалов, что может привести к попаданию масла на ремень ГРМ и резкому сокращению его ресурса. При обнаружении масляных пятен рекомендуется заменить и сальники, и сам ремень, независимо от пробега.
Проблемы с помпой
На моторах 1.6 помпы иногда начинают течь при пробегах, не достигающих 100 000 км. В этом случае целесообразно вместе с заменой насоса системы охлаждения поменять и ремень его привода. Аналогичная ситуация характерна и для турбированного двигателя 1.4, у которого насос системы охлаждения также склонен к протечкам на сравнительно небольших пробегах.
Особенности атмосферных двигателей
При осмотре подкапотного пространства заведенного двигателя 1.6 многие обращают внимание на ощутимые вибрации правой опоры силового агрегата, расположенной под расширительным бачком. Однако для данного мотора это нормальное явление, что подтверждается официальными представителями бренда. После 120 000 км может появиться течь клапана системы вентиляции картера, которая в большинстве случаев устраняется заменой уплотнительной резинки. Загрязнение дроссельной заслонки становится критичным после 70-80 000 км, хотя лучше проводить чистку каждые 35-40 000 км.
Нюансы турбированного мотора
Турбированный двигатель 1.4 отличается повышенным уровнем шума, что поначалу вызывает беспокойство у владельцев. Однако диагностика не выявляет поломок, и большинство опытных владельцев смирились с этой особенностью. Серьезной проблемой является клинящая тяга актуатора вестгейта, сопровождающаяся загоранием лампочки EPC и потерей тяги. Рекомендации по частому продавливанию педали газа или использованию смазок помогают не всегда. Во многих случаях тягу актуатора невозможно разработать, и приходится покупать новую, хотя сейчас доступны бюджетные ремкомплекты.
Коробки передач: надежность и слабые места
Механическая коробка MQ200
Несмотря на то, что механические коробки обычно считаются эталоном надежности, пятиступенчатая МКП MQ200 может преподнести неприятные сюрпризы. Зафиксированы случаи, когда после 50 000 км начинали хрустеть синхронизаторы. Другой характерной проблемой является выход из строя подшипников дифференциала, о чем свидетельствует подвывание. К сожалению, эти детали не отличаются высоким ресурсом на данных коробках.
Автоматическая коробка AQ160
Шестиступенчатый автомат AQ160, представляющий собой клон коробки передач Aisin TF60SN, также имеет свои недостатки. Владельцы сталкиваются с ошибкой селектора, высвечивающейся на приборной панели на совершенно разных пробегах. Надпись гласит: «Переведите селектор в положение паркинг». Хотя на поведение автомобиля она не влияет, само ее присутствие раздражает, особенно в сопровождении назойливого периодического попискивания.
Проблема связана с микропереключателем внутри селектора, который не отличается долговечностью. Это ахиллесова пята многих моделей Skoda и Volkswagen. Производитель разработал специальный ремкомплект микропереключателя, формально предназначенный для Octavia, но подходящий и для Rapid. Решение недорогое и официальное.
Другой слабостью являются шайбы планетарных рядов, для которых дистанция в 130-150 000 км может оказаться критической. Система охлаждения в виде теплообменника на корпусе агрегата также недостаточно эффективна. Для компактного лифтбека ее обычно хватает, но только при обычной эксплуатации без серьезных нагрузок и регулярной замене трансмиссионной жидкости.
Робот DSG с сухим сцеплением DQ200
Семиступенчатая преселективная коробка DSG с сухим сцеплением требует особого внимания. Сцепление приходится менять регулярно — каждые 50-60 000 км. Хотя комплект сцепления не безумно дорогой, общая сумма затрат на детали и работу по замене ощутимо бьет по карману.
Мехатроник также может создавать проблемы, хотя и редко. Причиной могут стать различные его компоненты, поэтому при появлении отклонений в работе робота потребуется качественная диагностика. Соленоиды в этой коробке не терпят загрязнений. Справедливости ради стоит отметить, что большинство проблем у этой коробки возникает на очень серьезных пробегах, поэтому их можно отнести к возрастным эксплуатационным дефектам.
Ходовая часть и рулевое управление
По ресурсу компонентов подвески Skoda Rapid не отличается от других автомобилей своего класса. Стойки стабилизатора, шаровые опоры и сайлентблоки обычно приходят в негодность после 60-70 000 км. При этом случались и гарантийные замены на пробегах до 20 000 км.
Рулевые рейки также могли застучать на небольших дистанциях и отправлялись к дилеру для бесплатной замены по гарантии. Однако не все рейки успешно преодолевали порог в 100 000 км. Нередки случаи, когда после 80-90 000 км приходилось выполнять их восстановление в специализированных автомастерских. К счастью, эта процедура распространенная и не очень дорогая.
Лишь амортизаторам и ступичным подшипникам в большинстве случаев удавалось выходить на шестизначные пробеги, но и им отмерено порядка 120-130 000 км.
Типичные неисправности оборудования и аксессуаров
Замок лючка бензобака
Очень быстро устает и перестает корректно функционировать замок лючка бензобака. Он открывается через раз, причем вне зависимости от погодных условий. Попытки обработать его WD-40 дают лишь временный и непродолжительный эффект. Лучше не мучиться, а сразу купить новый замок, благо он недорогой.
Стук крышки багажника
Практически сразу на многих новых машинах при проезде любых, даже самых мелких неровностей, начинала стучать крышка багажного отделения. Проблема в упорах — на втором поколении их конструкцию изменили не в лучшую сторону. После многочисленных обращений автовладельцев производитель выпустил ревизию детали, но и она очень быстро начинает стучать.
Разнообразные смазки, подпиливание и прочие доработки здесь не помогают. Излечить проблему можно только путем установки отбойников и буферов старого образца от предыдущей модели. Готового комплекта не существует, и все детали придется покупать по отдельности в двух экземплярах на каждую сторону:
- Отбойный буфер
- Стопорный клин
- Прокладка
При этом все можно установить самостоятельно — процедура несложная.
Механизм стеклоочистителя
Из-за проникающей влаги и грязи на четвертый-пятый годы эксплуатации может постепенно прийти в негодность механизм трапеции стеклоочистителя. Опытные владельцы рекомендуют хотя бы раз в пару лет проводить профилактические мероприятия с чисткой и смазкой. Кроме того, рекомендуется установить уплотнительные резиновые кольца, которые будут исключать попадание излишней влаги и грязи внутрь. К сожалению, оригинальных номеров у них нет, и эти кольца придется подбирать индивидуально по размерам. Наиболее подходящие варианты можно уточнить на профильных форумах.
Блок стеклоподъемников
Примерно на таком же сроке может выйти из строя блок стеклоподъемников водительской двери. Чистка контактов восстанавливает его работоспособность, но некоторые владельцы предпочитают покупать новый блок, благо он недорогой. Продвинутые владельцы пользуются поводом для переоборудования машины на все четыре стеклоподъемника с автоматическим режимом. Для этого необходимо поменять электромоторчики системы, которые могут неприятно удивить своей ценой.
Заключение
Skoda Rapid второго поколения — автомобиль, который, несмотря на всю свою простоту, иногда может закапризничать. Особенно это касается самой мощной версии с турбомотором и роботизированной коробкой передач. Рестайлинга ни российская, ни китайская версия не дождались — производство модели было прекращено в 2022 и 2023 годах соответственно.
Благодаря невысокой стоимости запчастей и работ подавляющее большинство капризов можно без лишних переживаний простить. Автомобиль можно улучшать до бесконечности — в сети немало форумов, где подробно описаны всевозможные доработки и модернизации лифтбека.
Не стоит прощать только одного — скрученный пробег, за которым могут стоять серьезные технические проблемы. К сожалению, таких автомобилей ввиду их активного использования в такси довольно много. Поэтому при покупке машины необходимо тщательно проверить ее историю и удостовериться в корректности показаний одометра. Правильный выбор при покупке — залог комфортной и беспроблемной эксплуатации этого практичного и доступного в обслуживании автомобиля.






